Ученые выяснили, почему с возрастом труднее похудеть

September 28, 2017

Результаты исследования, проведенного группой ученых из Йельского университета (США), опубликованы в журнале Nature.

Известно, что с возрастом, вне зависимости от индекса массы тела, у людей часто появляются жировые отложения в области брюшной полости (абдоминальный жир), что повышает риск хронических заболеваний. При этом избавиться от выпирающего живота, если вы немолоды, очень трудно, при физической нагрузке организм по каким-то причинам избегает расходовать энергию, запасенную в абдоминальных жировых клетках. В то же время у молодых людей такой проблемы нет.

Чтобы попробовать разобраться в биологических механизмах этого феномена, исследователи сосредоточили внимание на макрофагах — клетках иммунной системы, задача которых — является захват и переваривание чужеродных и токсичных для организма частиц, например бактерий.

Ученые обнаружили ранее неизвестный тип макрофагов. Эти клетки прикрепляются к нервным окончаниям, пронизывающим абдоминальную жировую ткань. Оказалось, что, по мере старения организма и повышения уровня воспаления такие макрофаги активизируются и начинают атаковать не бактерии, а химических посредников во взаимодействиях между клетками — нейромедиаторы катехоламины (дофамин, серотонин, норадреналин). Нарушение межклеточных контактов приводит к тому, что абдоминальные жировые клетки перестают отдавать организму запасенную в них энергию, когда в этом возникает потребность, то есть жир на животе не сжигается при физической нагрузке.

Когда в экспериментах на пожилых мышах исследователи искусственно снижали активность «нервных» макрофагов в жировой ткани, функция катехоламинов восстанавливалась. В результате жир на животе у пожилых мышей начинал «сгорать» не хуже чем у молодых. «То есть иммунная и нервная система вступают в диалог, чтобы контролировать обмен веществ», — пояснил суть исследования ведущий автор исследования, профессор Вишва Дип Диксит (Vishwa Deep Dixit).

Диксит и его коллеги также обнаружили, что восстановить нормальный жировой обмен можно также путем блокирования фермента MAOA (моноаминоксидазы), концентрация которого резко увеличивается в макрофагах при старении. При этом именно таким действием обладают некоторые существующие антидепрессанты (ингибиторы моноаминоксидазы). Однако, подчеркнул Диксит, пока очень рано говорить о том, что для улучшения жирового обмена у пожилых людей следует применять ингибиторы моноаминоксидазы. Для изучения эффективности и безопасности такой терапии необходимы дальнейшие исследования.

О нас