Игра на фортепиано улучшила языковые способности детей


Навыки игры на музыкальных инструментах требуют налаженной моторики и чуткого, хорошо развитого слуха: исследования показывают, что у музыкантов лучше налажены функциональные связи головного мозга, отвечающие за работу выборочного внимания при обработке слуховой информации. Именно поэтому люди с музыкальным образованием, к примеру, лучше распознают речь на фоне шума.

Разобраться в том, как музицирование помогает улучшить языковые способности в процессе развития, решили ученые под руководством Роберта Дезимона (Robert Desimone) из Массачусетского технологического института. В их экспериментах приняли участие 74 ребенка в возрасте от 4 до 5 лет, говорящих на китайском языке. В начале исследования детей разбили на три группы: средние показатели уровня интеллекта, работы памяти и внимания, а также социоэкономические данные участников из трех группы были примерно равны. После этого детям прописали дополнения к стандартной программе детского сада: одной группе в течение полугода три раза в неделю в течение 45 минут давали уроки игры на фортепиано (30 человек), второй — уроки внеклассного чтения (28 человек), а третья группа была контрольной (16 человек: для них программа обучения осталась прежней).

Фонетика китайского языка отличается использованием тонов для смыслоразличения: в зависимости от повышения или понижения высоты слога слово может иметь совершенно другое значение. Классический пример тонового смыслоразличения — история про поэта Ши Ши, который жил в пещере и поедал львов: в этом небольшом стишке все слова состоят из слога shi с разными тонами. Ученые предположили, что полугодовая музыкальная практика может значительно улучшить как слуховое восприятие высоты звука, так и способность к распознаванию китайских слов на слух. С другой стороны, положительно сказаться могут и дополнительные уроки чтения. В качестве проверки слуховых способностей детей в начале и конце обучения им попарно включали два отличающихся по высоте звука и два слова, отличающиеся либо тоном, либо согласным или гласным звуком.

Ученые выяснили, что за полгода дети улучшили слуховое восприятие звуков разной высоты (p < 0,001), но отличия в качестве распознавания между тремя экспериментальными группами были незначимы (p > 0,1). Тем не менее в задании по распознаванию слов дети, которые в течение полугода посещали уроки игры на фортепиано, показали большее улучшение.

Авторы работы отметили, что обучение игре на музыкальных инструментах может существенно улучшить способность к восприятию и распознаванию звуков. Несмотря на то, что ученым не удалось обнаружить никакого прямого влияния музицирования на улучшения успеваемости, они считают, что у получения музыкального образования в раннем школьном возрасте есть потенциал влияния на языковые способности детей.

Помимо музыкального образования на языковые способности может также повлиять и улучшение других навыков. К примеру, осенью прошлого года американские ученые выяснили, что математика дома улучшает грамотность дошкольников.

Горячая линия по льготному лекарственному обеспечению района

 

+7 39160 21-3-97
Учредитель:
Министерство здравоохранения Красноярского края

http://www.kraszdrav.ru/

Красноярск, ул. Красной Армии, 3

+7 (391) 211-51-51

Адрес:                                                  г.п. Северо-Енисейский, улица Советская, 2

Время работы:                                  08:00 - 18:00

© Северо-енисейcкая РБ, 2012 -  2020 г. 

Логотипы  и другие товарные знаки  являются зарегистрированными или незарегистрированными торговыми марками компаний в России и других странах. Другие названия или бренды являются товарными знаками соответствующих владельцев